Рубеж 19 и 20 века ознаменовался появлением нового стиля в искусстве, который резко выделился среди всего бытовавшего в ту пору стилистического многообразия. Модерн стал неким итогом, который завершил предшествующие искания и в то же время явился в некотором отношении импульсом для будущих направлений. Но, несмотря на все это, модерн обладал настолько индивидуальным обликом и специфическими чертами, что за короткий период своего существования сумел оставить значительный след в истории.

Модерн, безусловно, опирается на традиции. Но это не прямое заимствование конкретных законов или деталей, а, прежде всего, некая работа с ними, направленная на переосмысление и открытие новых сторон в привычных представлениях. Так, например, модерн организует фасад и помещение, опираясь на понятия прекрасного, совершенного, фантазийного. Это становится возможным благодаря использованию декора. Здесь, конечно же, сразу вспоминаются такие предшествующие стили как барокко и романтизм, а также отчасти некоторые восточные мотивы, египетская орнаментика и многое другое. В них архитектурный декор являлся одним из ведущих начал, заключая в себе причудливые узоры, арабески, живописные сплетения.

Но модерн дает новое понимание архитектурных элементов. Во-первых, декор является неотделимым от всего остального пространства, становится имманентным ему. Так часто о модерне можно услышать, что интерьер буквально «ткется из причудливых линий». Поэтому такое определение как «доминирующий декор» здесь вовсе неуместно. Во-вторых, декор становится некой формообразующий подсказкой для организации пространства. Вот почему все помещение представляют собой то арабесочное сплетение, которое раньше было свойственно только отдельному элементу какого-либо предмета.

Модерн также обращается вновь к природным мотивам, истокам, формам. Это тоже в целом не ново, т.к. и ранее в некоторых стилях могли использоваться природные образы. Но и здесь есть некоторые отличия. Дело в том, что модерн относится к природным мотивам, как к источнику вдохновения, которое затем позволяет превратить их в нечто фантазийное, нереальное, оригинальное. Так, например, природные элементы часто встречаются в форме мебели, элементов различных конструкций (лестниц, ступеней, арок и т.п.), в дизайне архитектурных элементов. Модерн использует все богатство природного мира – характерны образы и формы растений, насекомых, животных, подводного мира.

Виктор Орта (Horta) в своей мастерскойЧто касается новаторских исканий, предвосхищающих будущее, то здесь модерн сказал веское слово в области строительных и отделочных материалов, которые использовались при создании интерьера. Для модерна характерно использование передовых технологий и методов. А ведь именно это позже станет доминантой в таких стилях как хай-тек, конструктивизм и т.п.

Знакомство с интерьерами стиля модерн мы предлагаем Вам начать с работ знаменитого бельгийского архитектора Виктор Орта (Horta). Он родился в Генте 6 января 1861 года. В 1881 году он переехал в Брюссель и поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где учился у архитектора Альфонса Бала, одновременно работая в его мастерской. Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни. Даже в своем завещании, написанном в 1944 году, Орта счел необходимым упомянуть о своем долге перед мастером. Интерьеры Виктора Орта – это «визитная карточка» брюссельского модерна и часть мирового архитектурного наследия.