Зиновий Моисеевич Розенфельд — ведущий советский архитектор и педагог. Специалист в области жилищной архитектуры. Статья из " Архитектура СССР, 90"

Зиновий Моисеевич Розенфельд был выходцем из небогатой еврейской семьи, жившей в небольшом городке
Чашники в Белоруссии. Способный смышленный мальчик хорошо учился, играл на скрипке и, закончив школу, приехал в Москву продолжать образование.

Он поступает на архитектурное отделение МВТУ. В 1929 г. Зиновий Розенфельд получает диплом архитектора, и с этих пор его деятельность до конца жизни была связана со строительством в Москве. На этом поприще он добился значительных успехов. Добавим к этому, что его семья — пример того, как независимо от национальности можно занять достойное место в обществе. Жена Зиновия Розенфельда преподавала математику в старших классах школы. Старшая дочь — инженер-химик, кандидат химических наук. Средняя дочь — математик, окончила МГУ, защитила кандидатскую диссертацию. Младшая дочь окончила Авиационный институт. Старшая внучка пошла по стопам дедушки и закончила Архитектурный! Хорошая семья!


Судьба так распорядилась, что начало творчества Зиновия Розенфельда совпало с периодом, когда молодая советская архитектура делала свои первые шаги. Как раз в начале 30-ых годов в Москве начинается строительство многих новых жилых домов и общественных зданий. Генеральный план города еще не был разработан. Но жизнь выдвигала задачу создание научно обоснованного генерального плана реконструкции Москвы, и в 1932 — 1935 гг. усилиями большого коллектива архитекторов, ученых, инженеров, экономистов такой генеральный план был создан. Объем и темпы строительства в Москве резко возросли.
В 1935 г. создаются архитектурные мастерские, руководителями которых становятся выдающиеся зодчие И.Жолтовский, А.Щусев, И.Фомин, И.Голосов и др. В этих мастерских работали Г.Гольц, И.Соболев, А.Буров, К.Алабян, А.Власов — целое созвездие крупных мастеров архитектуры. Это было время освоения классического наследия, пришедшее на смену архитектурным новациям 20-х годов. Взоры архитекторов обратились к архитектуре Эллады, античного Рима, итальянского Возрождения.






В предвоенные годы З.Розенфельд в проектной организации Мосгоржилсоюза (рабочая жилищно-строительная кооперация). А с 1939 г. он — руководитель архитектурной мастерской Архитектурно-планировочного управления Моссовета. В 1937 г. заканчивает Факультет архитектурного усовершенствования Академии архитектуры. По его проектам в Москве строится ряд жилых домов — на Кропоткинской, Краснопрудной, Новокузнецкой улицах, в Мееровском проезде, на Ленинградском проспекте.
Дом на Кропоткинской, пожалуй, наиболее полно характеризует архитектурные представления зодчего в то время. Дом был выстроен для Главного управления рабоче-крестьянской милиции. Строили его быстро — в течение года и четырех месяцев. Архитектор вдохновлялся классикой — тогда иначе не строили . Атрибутами дома являются портики с колоннами, развитые карнизы, балконы с балясинами, рустованные детали. Сегодня это дом "с излишествами". Однако автор думал иначе. "Образ советского жилого дома, — говорил Розенфельд, когда проектировал этот дом, — должен воплощать в себе благородную простоту, без излишней монументальности. Простота здесь достигается тем, что в основном "работает" гладь стены, обогащенная лишь нарядной лоджией и более или менее проработанными деталями".
Для того чтобы подчеркнуть объемное решение здания, автор повторяет архитектурные мотивы главного фасада на боковых фасадах и отчасти на дворовом фасаде. Однообразное повторение этажей в здании автор устраняет тем, что выделяет первый этаж как цоколь и объединяет ярусы четырех нижних этажей и три верхних. Здание увенчивается нарядным карнизом, вынос которого — 182 см. Композиционный архитектурный прием строится на создании единой центральной оси и на контрастной игре между гладью стены и детально разработанными архитектурными элементами. Можно еще добавить, что скобяные изделия (ручки и шпингалеты) были выполнены по рисункам автора.

Жилой дом на Кропоткинской улице З.Розенфельда, а также дом на улице Горького А.Бурова и дом на Покровском бульваре Л. Чериковера явились темой творческого разбирательства на дискуссии, организованной в 1936 г. критической секцией Московской организации Союза советских архитекторов. Во время дискуссии выступили как сами авторы домов, так и представители архитектурной общественности — К.Алабян, С.Кожин, Н.Колли, А.Мордвинов и др. Новые жилые дома посчитали как несомненный подъем советской архитектуры и шаг вперед в области жилищной архитектуры, хотя были высказаны и критические замечания.
Отметим, что автору проекта дома на Кропоткинской, когда дом построили, было чуть за тридцать.
Вскоре З.Розенфельд приступает к реализации крупной градостроительной задачи — реконструкции Можайского шоссе — теперь Кутузовского проспекта. Эта работа у него займет много лет.
Довоенная творческая деятельность Розенфельда не останется незамеченной. В 1940 г. за успешную деятельность по осуществлению генерального плана реконструкции Москвы он, наряду с другими архитекторами, награждается орденом Трудового Красного Знамени.
Менялись времена. После войны на первый план выдвигается идея строительства жилья индустриальными методами на основе типизации отдельных элементов и целых домов. В 1949 г. начинается новый период в творческой биографии З.Розенфельда. В эти годы в Москве начинается невиданная ранее по масштабам и размаху строительства застройка Песчаных улиц, примыкающих к Ленинградскому шоссе вблизи станции метро "Сокол". Проектные работы проводились в архитектурной мастерской, руководимой З.Розенфельдом.
Новую улицу назвали Ново-Песчаной. На месте пустырей и огородов выросли новый жилой район, жилые дома, школа, больница, магазины, кинотеатр. Чтобы осуществить такое строительство быстрыми темпами, потребовались более совершенная организация дела, новые индустриальные методы труда. Были продуманы все звенья, все узлы технологического процесса, которые можно механизировать. На Новопесчаной появились десятки машин- экскаваторов, башенные краны, самосвалы, пневматические и электрические инструменты. Было продумано все необходимое для широкого применения принципа сборности домов. На строительной площадке собирались узлы и блоки, изготовленные заводским индустриальным способом: готовые блоки окон и дверей, железобетонные плиты перекрытий, достигавшие десятков квадратных метров, целиком собранные лестничные марши.
Был запроектирован жилой корпус, известный под номером 53, все детали которого изготавливались на заводах. Здесь впервые был применен сборный железобетонный каркас. В качестве стенового материала — пустотелые блоки. Снаружи здание облицовано декоративной керамической плиткой. В числе новинок строительной техники, использованной при сооружении этого здания, — санитарно-техническая панель высотой в этаж, включающая трубы горячего и холодного водоснабжения, отопления и канализации.
Сегодня, с высоты 90-х годов, застройка Песчаных улиц не вызывает у нас восторга, отнюдь. Но в начале 50-х годов это было новым словом в массовом жилищном строительстве. И, видимо, не случайно за коренные усовершенствования методов производственной работы в области жилищного строительства в 1951 г. архитектор З.Розенфельд удостаивался Государственной премии. А годом ранее, в 1950 г., З.Розенфельд был удостоен Государственной премии за строительство дома на Садово-Триумфальной улице, в котором еще отдана дань классике.