Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре.

Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.) - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности архитектурных элементов — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон, оформленных лаконичными наличниками, и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
Увеличение хора или восточной алтарной части храма
Увеличение высоты храма
Замена кессонного (касетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые.
Тяжелые своды потребовали мощные стен и столбов
Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Краткая характеристика архитектурного романского стиля

Hjvfycrbq архитектурный стильХарактерные черты: рельефная плоскость, лаконичность и простота. Роспись (религиозной тематики). Пол - мрамор, плитка с рисунком. Зеркала - шифоновая бронза. Стены - венецианская штукатурка. Стремление показать не зрительную красоту, а истинную красоту духа. Сдержанность архитектурных элеметов декора.
Преобладающие цвета: коричневый, красный, зеленый, белый.
Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные.
Форма: прямоугольная и цилиндрическая.
Элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру.
Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом.
Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные. Наличники на окна - лаконичные.
Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом.